Автопоезд представляет собой транспортное средство, состоящее из автомобиля, исполняющего роль тягача, и одного или нескольких прицепов. Машины этого класса имеют значительную длину и большую массу, что увеличивает силу инерции, сопротивление подъёму, качению, ухудшает аэродинамические свойства. В итоге набор скорости происходит медленнее, устойчивость, проходимость, управляемость ухудшаются, тормозной путь удлиняется. Вести тяжёлый грузовик в состоянии далеко не все, а только те, кто знаком с некоторыми особенностями вождения, приобрёл опыт и навыки.
- Перед поездкой тщательно проверяется техническое состояние автопоезда, внимательно осматриваются сцепные устройства, агрегаты, коими оснащены прицепы и автомобиль-тягач.
- Начало движения должно быть плавным. Оно подразумевает включение первой передачи с задействованием последующих для достижения необходимой скорости.
- Перед остановкой желательно выбрать ровный участок, так как при торможении на поворотах появляется вероятность заноса прицепа, нередко приводящего к складыванию автопоезда. То есть налицо угроза для остальных участников движения.
- Ехать автопоезд должен с меньшей скоростью, нежели одиночный автомобиль в похожих условиях. Соблюдается большая дистанция. Экстренного торможения нужно избегать, что достигается плавным вождением.
- Если предстоит преодолеть возвышенность, то включается передача, гарантированно позволяющая сделать это, избавляющая от необходимости переключения скоростей на данном этапе.
- Дабы избежать разгона, спуск автопоезда предполагает движение с пониженной скоростью, поддерживаемой не только за счёт задействования обычной тормозной системы, но и двигателя.
Распространённой ошибкой начинающих водителей большегрузных автомобилей является выезд прицепа на соседнюю полосу, тротуар, обочину при повороте. И тогда уже уже требуется эвакуация автопоездов. Так происходит потому, что неправильно выбирается траектория движения передних колёс тягача и не уделяется должного внимания движению прицепа.
Ещё большую трудность для новичков представляют задний ход и в особенности повороты в этом направлении. Со временем появляется сноровка, и водители начинают учитывать тип прицепов, их количество, что помогает определять правильный угол поворота передних колёс.
Встречный разъезд автопоезда с другими автомобилями, обгон сопряжены с отклонением прицепа от пути следования тягача. Неумелые и поспешные действия при данных манёврах неизбежно приводят к боковому столкновению. Избежать подобного развития событий поможет выдерживание интервала не менее одного метра.